Новости | Ученые ТГАСУ и ТПУ проводят испытания с использованием технического зрения
19 июня 2024, нечетная неделя
Расписание

Новости

Ученые ТГАСУ и ТПУ проводят испытания с использованием технического зрения

20.07.2022

Специалисты кафедры инженерной геологии, мостов и сооружений на дорогах дорожно-строительного факультета ТГАСУ продолжают работы в области киберфизических систем и технического зрения. В этот раз исследования проведены в лаборатории кафедры, совместно с коллегами из Томского политехнического университета.

Данная работа инженеров - продолжение работы в рамках гранта от Сибирского химического комбината по разработке лазерных сенсоров, с помощью которых можно вести мониторинг состояния мостов и других инженерных сооружений. Первый - полевой этап работ прошел в начале июля.

Отметим, что мониторинг мостов с помощью лазерных сенсоров в России применяется впервые. Главная характеристика киберфизических систем – прямое взаимодействие между измерениями и вычислительными процессами и принятием решений, что позволят минимизировать рутинные вычисления, которые берет на себя искусственный интеллект.

– Перед нами сейчас стоит задача сопоставить значения колебаний «флоксов» (лазерных лучей) с колебаниями и прогибами конструктивных элементов моста. Для этого проведены испытания на макете четырехпролетного моста, в масштабе 1:50. Испытывали мостовые балки из дерева, стали и железобетона, – рассказывает заведующий кафедрой инженерной геологии, мостов и сооружений на дорогах Павел Елугачев.

– Испытания проводили в несколько этапов, – поясняет молодой ученый, инженер кафедры ИГМиСД Алексей Банников. – Специалисты использовали имеющийся макет пролетных строений расположенный в лаборатории, укладывали на него дополнительную постоянно-распределенную нагрузку в виде железобетонных плит, чтобы режим работы модели моста был максимально приближен к реальности. Затем прокатывали груз, создающий динамические колебания в конструкции, чтобы смоделировать проезд транспорта по мосту.

После ряда измерений, инженеры находятся на этапе обработки и анализа полученной информации.

Задача ученых найти закономерности изменения «флоксов» при различных режимах движения груза по макету, в том числе при ударах на пролетном строении (моделируя дефекты мостового полотна). Ученым ТГАСУ предстоит «обучить» киберфизическую систему «понимать», что такое прогиб, амплитуда колебаний в мостовых конструкциях без участия инженера.

Алгоритмы работы киберфизических систем которые существуют и применяются в мостовом строительстве, в основном иностранного производства, поэтому стали для наших специалистов недоступны. Что становится дополнительным стимулом для разработки собственных алгоритмов.