Национальный проект «Наука и университеты»
28 мая 2024, чётная неделя
Расписание

Национальный проект «Наука и университеты»

XXI век — время прорывных технологий и невероятных инноваций, создавать которые — профессия завтрашнего дня! Наука стала сферой, где талантливая молодежь может найти себя и успешно развиваться.

Сегодня Россия взяла курс на инновационный прорыв. Национальный проект «Наука и университеты» реализуется согласно указам Президента Российской Федерации. Его ключевая задача — воспитание и поддержка нового поколения ученых, способных совершать великие открытия.

В рамках нацпроекта «Наука и университеты» выделяются значительные средства на поддержку ученых и создание научных центров с первоклассными условиями для исследовательской работы. Кроме этого, проводится работа по строительству и модернизации научно- исследовательского флота, совершенствованию цифровой инфраструктуры, а также созданию комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.

Буклет о Национальном проекте «Наука и университеты»

Федеральные проекты

Национальный проект «Наука и университеты» включает в себя 4 федеральных проекта:

  1. Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок;
    Задачи и ключевые показатели
    Задача:

    Повышение привлекательности российской науки и образования для ведущих российских и зарубежных ученых, молодых исследователей и обучающихся.

    Мероприятия направлены на:
    1. обеспечение доступности высшего образования;
    2. создание сбалансированной системы воспроизводства кадров для сектора исследований и разработок;
    3. повышение уровня квалификации управленческих кадров в сфере науки и высшего образования.

    В 2024 году:
    • 362 500 бюджетных мест для очного обучения по программам бакалавриата и специалитета.
    • 35 250 иностранных граждан привлечены на обучение с помощью олимпиад и конкурсов.
    • 7 500 научных проектов по приоритетам научно-технологического развития.
    • 7 000 грантов аспирантам в рамках реализации научных и научно-технологических проектов.
    • 950 сотрудникам научных и образовательных организаций по программе подготовки управленческих кадров провели обучение.
    • 900 молодежных лабораторий.
    • 800 руководителей научных и образовательных организаций – кадровый резерв.
    • 600 программ внутрироссийской академической мобильности с учетом задач пространственного развития РФ и развития приоритетных территорий.
    • 500 субсидий на проведение обучения по программам повышения квалификации научно-педагогических работников для разработки и реализации дисциплин в области правовой охраны, защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и разработок.
    • 300 поддержанных научных проектов и исследований в сфере общественно-политических наук.
    • 156 лабораторий мирового уровня.
    • 15 центров развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий в рамках НОЦ.
  2. Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям;
    Задачи и ключевые показатели
    Задача:

    Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям. (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЛИДЕРСТВО)

    Мероприятия направлены на:
    1. достижение значимых результатов по приоритетам стратегии научно-технологического развития России;
    2. повышение привлекательности российской науки и образования за счет создания мировых и региональных тематических центров.

    В 2024 году:
    • 750 российских научных журналов включены в международные базы данных (WEB of Science или Scopus, WEB of Science и Scopus).
    • 238 морских экспедиций на научно-исследовательских судах.
    • 42 мероприятиям в области синхротронных и нейтронных исследований оказана государственная поддержка.
    • 35 селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров.
    • 35 центрам трансфера технологий и 16 научным центрам мирового уровня оказана господдержка.
    • 30 ежегодных подписок в информационно-коммуникационной сети "Интернет" к научным журналам, базам данных научного цитирования.
    • 25 мероприятиям развития генетических технологий и 11 региональным научно-образовательным математическим центрам оказана государственная поддержка.
    • 24 центра Национальной технологической инициативы созданы и поддержаны.
    • 19 мероприятий для вовлечения университетов в создание экосистемы студенческого технологического предпринимательства.
    • 5 масштабным научным проектам мирового уровня оказана господдержка.
    • 4 международных математических центра мирового уровня.
    • Сеть из 3 биоресурсных центров.
    • 3 центрам геномных исследований мирового уровня (консорциумам) обеспечена государственная поддержка программ создания и развития.
    • Разработан НПА для создания и развития агробиотехнопарков.
    • Международные научные исследования на уникальной научной установке класса «мегасайенс» - Международный центр нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК и в Комплексе сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов NICA.
  3. Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии;
    Задачи и ключевые показатели
    Задача:

    Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии (ИНТЕГРАЦИЯ)

    1. создание интеграционных научно-образовательных и научно-производственных структур мирового уровня;
    2. повышение уровня региональных систем высшего образования и науки за счет консолидации ресурсов заинтересованных сторон, в том числе и регионов.

    В 2024 году:
    • Поддержка научно-производственной кооперации 104 вузов, научных учреждений и производственных предприятий для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств.
    • 102 университета поддержаны с целью формирования группы университетов - национальных лидеров для:
      • формирования научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы;
      • повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования; 
      • cодействия региональному развитию.
    • 15 научно-образовательных центров мирового уровня.
    • Сеть из 8 специализированных учебных научных центров по подготовке высококвалифицированных кадров на базе ведущих университетов. 
    • Нормативно-правовая база для реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
    • Методика учета доли трудоустроенных выпускников образовательных организаций высшего образования (ООВО).
    • Механизм привлечения и учета внебюджетных источников финансирования в сектор исследования и разработок.
  4. Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров.
    Задачи и ключевые показатели

    Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров (ИНФРАСТРУКТУРА)

    Задача:

    Обеспечение передовой инфраструктурой для научных исследований.

    1. обновление приборной базы ведущих организаций;
    2. продолжение создания уникальных научных установок класса "мегасайенс";
    3. строительство и модернизацию научно-исследовательского флота;
    4. совершенствование цифровой инфраструктуры науки и образования;
    5. обеспечение комфортных условий для обучающихся и научно-педагогических работников.

    В 2024 году:
    • 19 инжиниринговых центров.
    • 13 комплексов цифровых сервисов и решений в сфере науки и высшего образования.
    • Модернизированы 5 действующих научно-исследовательских судов: «Академик Николай Страхов», «Академик Сергей Вавилов», «Академик М.А.Лаврентьев», «Академик Мстислав Келдыш» и «Академик Иоффе».
    • 2 новых научно-исследовательских судна неограниченного района плавания.
    • Обновленная инфраструктура и приборная база ведущих организаций.
    • Повышенный уровень технической вооруженности сектора исследований и разработок.
    • Финансовая поддержка развития национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения в интересах ведущих научных и образовательных организаций.
    • Уникальная научная установка класса «мегасайенс» ЦКП "СКИФ" с 6 экспериментальными станциями.
    • Уникальная научная установка класса «мегасайенс» на о. Русский в Дальневосточном федеральном округе.
    • Исследовательские станции Международного центра нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК.
    • Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сферы высшего образования и дополнительного профессионального образования.
    • Курчатовский специализированный источник синхротронного излучения «КИСИ-Курчатов».
    • Научно-образовательный медицинский центр ядерной медицины на базе НИЦ «Курчатовский институт».
    • Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния научно-технического обеспечения исследований в области генетических технологий.
    • Модернизированное опытное производство НИЦ «Курчатовский институт».

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Официальный раздел о национальном проекте на сайте Минобрнауки России.
Основные термины и процессы

Что такое НОЦ и зачем они нужны?

Научно-образовательный центр мирового уровня – поддерживаемое субъектом Российской Федерации объединение без образования юридического лица федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и (или) научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики, и осуществляющий деятельность в соответствии с программой деятельности центра.

Научно-образовательные центры (НОЦ) создаются в регионах с учетом местных направлений и нужд. Прежде всего НОЦ призваны наладить связь между тем, что происходит в лабораториях, и бизнесом.

Чем будут заниматься НЦМУ?

Научные центры мирового уровня различаются по типам и создаются в целях осуществления прорывных исследований преимущественно фундаментального и поискового характера, направленных на решение задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости. Они призваны объединить для решения масштабных экономических и научных задач потенциал ведущих университетов, научных организаций и предприятий реального сектора.

Какую поддержку могут получить молодые ученые?

На государственном уровне для молодых ученых, осуществляющих перспективные исследования по направлениям научно-технологического развития и модернизации российской экономики, установлена система мер поддержки – финансовых, социальных и профессиональных. Финансовая поддержка включает в себя гранты Президента Российской Федерации для молодых кандидатов и докторов наук, президентские и правительственные стипендии для молодых ученых и аспирантов, а также гранты, предоставляемые фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Социальная поддержка связана с вопросом обеспечения молодых ученых жильем. Что касается профессиональной поддержки, то здесь она связана с созданием научно-образовательных и научных центров мирового уровня, а также запуском федерального проекта

«Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации», который направлен на обновление приборной базы.

На что направлена работа инжиниринговых центров?

Развитие кооперации между наукой и крупными российскими предприятиями – одна из приоритетных задач нацпроекта «Наука и университеты». Важную роль в коммерциализации научных исследований и разработок, а также их трансфере в реальный сектор экономики играют инжиниринговые центры. Благодаря работе Инжиниринговых центров увеличивается эффективность осуществления вузами научной и образовательной деятельности, расширяется спектр фундаментальных и прикладных исследований. Создание инжиниринговых центров позволяет обеспечить коммерциализацию и вывод на рынок результатов исследований и разработок, а также ускорить процесс импортозамещения.

Какие задачи реализуются в рамках развития инфраструктуры?

В задачи нацпроекта входит обеспечение передовой инфраструктуры для научных исследований, включая обновление приборной базы ведущих организаций, а также создание уникальных научных установок класса

«мегасайенс». Кроме этого, запланировано строительство и модернизация научно-исследовательского флота, совершенствование цифровой инфраструктуры, создание комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.

Что представляет собой программа «Приоритет 2030»?

«Приоритет 2030» представляет собой программу государственной поддержки российских университетов, цель которой сформировать к 2030 году более сотни прогрессивных современных учебных заведений — центров

научно-технологического и социально-экономического развития страны. Программа направлена на повышение конкурентоспособности России в области образования, науки и технологий. Она также призвана поддержать вклад российских университетов в достижение национальных целей развития России до 2030 года.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «НАУКА И УНИВЕРСИТЕТЫ»