Top.Mail.Ru
Новости | Система подготовки специалистов дорожного хозяйства в вузах будет усовершенствована
26 октября 2025, чётная неделя
Расписание

Новости

Система подготовки специалистов дорожного хозяйства в вузах будет усовершенствована

14.11.2023

Правительственная комиссия по транспорту под председательством первого зампредседателя кабмина Андрея Белоусова одобрила предложение Минтранса России о формировании федерального проекта «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли» на период 2026-2035 годов. Уже разработаны и находятся на согласовании проекты новых федеральных государственных стандартов для высшего образования.

Цель федерального проекта – обеспечить финансирование, реализацию образовательных программ и подготовку необходимого количества специалистов, в том числе для новых направлений. На правительственной комиссии также был затронут вопрос создания новой укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «Дорожное хозяйство» в области образования «Транспорт», в которую предлагается включить две новые специальности с пятилетним сроком обучения «Автомобильные дороги и аэродромы», «Мосты и транспортные тоннели».

В связи с этим Росавтодор проводит большую работу для совершенствования дорожного образования и повышения престижа профессии в дорожно-транспортной отрасли. В том числе в соответствии с новой Концепцией развития дорожного образования до 2035 года.

Реализация мероприятий концепции сейчас идет в рамках работы отраслевого учебно-методического центра образования в сфере дорожного хозяйства УМЦ, созданного на базе РУТ (МИИТ). Центр занимается сопровождением всех этапов подготовки высококвалифицированных кадров: от разработки федеральных государственных образовательных стандартов до оказания научно-методической поддержки образовательных организаций. В состав УМЦ вошли представители ТГАСУ: проректор по научной работе Сергей Ефименко и декан дорожно-строительного факультета Андрей Бурлуцкий.

Уже разработаны и находятся на согласовании проекты новых федеральных государственных стандартов для высшего образования – специалитет по дорожным и мостовым специальностям со сроком обучения пять лет. Также подготовлены предложения о создании системы повышения квалификации преподавателей высших образовательных и средних профессиональных образовательных учреждений.

Росавтодор совместно с отраслевым УМЦ собрали информацию о контингенте обучающихся и педагогах, сформировали реестр вузов и колледжей, обеспечивающих подготовку кадров для дорожного хозяйства, провели исследование о востребованности компетенций работников дорожного хозяйства. Вовлечение студентов профильных учебных заведений в дорожную деятельность, в том числе путем содействия в организации и прохождении практики для получения теоретических знаний и практических навыков, популяризация профессии, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава заложено концепцией и также осуществляется отраслевым УМЦ. Деятельность отраслевого УМЦ позволит адаптировать образовательные программы под актуальные потребности отрасли, транслировать лучшие практики обучения и обеспечить параллельное развитие кадрового потенциала дорожного хозяйства и системы дорожного образования в Российской Федерации.

Отметим, что зимой этого года декан ДСФ Андрей Бурлуцкий принимал участие в совещании на тему развития дорожного образования, прошедшего на базе Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). Совещание организовано МАДИ совместно с Федеральным учебно-методическим объединением.

– Помимо обсуждения перехода высшего образования на новый перечень направлений и специальностей подготовки, обсуждался и вопрос о переходе на новые стандарты ФГОС, и ряд методических вопросов, – рассказал Андрей Бурлуцкий. – В частности, необходимо разрабатывать учебники по основным дисциплинам, отраслевые системы повышения квалификации преподавателей и общественной аккредитации образовательных программ.

По итогам совещания, в начале следующего учебного года будут приняты новые стандарты ФГОС, и уже в 2024 году состоится набор на обновленные профильные специализации с пятилетним образованием.