Испытательный центр «Стромтест» ТГАСУ займется изучением прочностных и деформационных характеристик грунтов на российских территориях с экстремальными климатическими условиями. На кафедру автомобильных дорог уже поступило новое оборудование. Об этом сообщил доцент дорожно-строительного факультета Алексей Сухоруков.
Более 65 процентов территории РФ находится в зоне вечной мерзлоты. С учетом интенсивных процессов её деградации, эксплуатация и строительство сети автомобильных дорог становится серьезной инженерной задачей. Для дорог на российском севере необходимы серьезные инженерно-геологические изыскания с комплексным изучением грунтов, применяемых для строительства.
Исследования ученых дорожно-строительного факультета ТГАСУ направлены на обеспечение надежной работы дорожных конструкций в природно-климатических условиях недостаточно изученных регионов страны. Это достигается путём дорожно-климатического районирования, учитывая климатические и геологические условия.
Научная новизна такого подхода заключается в выделении границ однородных по комплексу природных и климатических условий территорий, классифицированных в таксономической схеме «дорожные: зона – подзона – район». Такая схема учитывает закономерности и связи, отражающие особенности протекания водно-теплового режима грунтов земляного полотна на существующей сети автомобильных дорог.
Дорожники ТГАСУ по контракту с Российским центром освоения Арктики более трех лет проводили исследования дорог Ямало-Ненецкого автономного округа. Последняя экспедиция завершилась осенью 2024 года. С помощью ранее вмонтированных датчиков в дорожную конструкцию исследователи способны определять влажность и температуру грунта на постоянной основе. Кроме этого, ученым удалось отобрать керновые пробы из грунта земляного полотна дорог с твердым покрытием на Ямале. Задача на этот год – начать исследование прочностных и деформационных характеристик грунтов в лабораторных условиях.
– Для этих целей мы приобрели автоматизированный испытательный комплекс «АСИС Про». Приобретенное оборудование позволит провести испытания в лабораторных, специализированных условиях с учетом достаточно большого количества различных факторов, а затем выработать рекомендации по их учету при проектировании дорожных конструкций, – резюмирует Алексей Сухоруков.
ТГАСУ является участником федеральной программы «Приоритет-2030», в рамках которой реализует стратегический проект «Инженерный экстрим». Проект направлен на развитие технологий и продуктов для создания и эксплуатации инженерной инфраструктуры в зонах с экстремальными температурными режимами.