6 сентября специалисты дорожно-строительного факультета Томского государственного архитектурно-строительного университета вернулись из научной экспедиции по территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) в рамках договора с Российским центром освоения Арктики.
С 12 августа по 6 сентября научный коллектив университета в составе специалистов кафедры автомобильных дорог: доцента Юрия Чарыкова, ассистента Алексея Трофимова и магистранта Виталия Сиволапа прошли по дорогам севера порядка 12 тысяч километров и выполнили первый этап научно-исследовательской работы.
-В наши задачи на этом этапе входило выбор участков автомобильных дорог нахождения места для оборудования стационарных постов наблюдения, предназначенных для мониторинга за водно-тепловым режимом грунтов земляного полотна, – рассказывает Юрий Чарыков. – Мы заранее разрабатывали маршрут. Но оказалось, что отдельные из ранее намеченных участков дорог не подходят для установки датчиков - Разрабатывая шурф, мы в нескольких точках обнаружили скальные грунты. Расстояния между постами были внушительными, не одна сотня километров. К примеру, между вторым и третьим постом – расстояние в 300 километров.
На каждом посту устанавливали три датчика, фиксирующих изменение влажности и температуры деятельного слоя на глубине 50, 100 и 150 сантиметров от низа дорожной одежды. Далее специалисты подключали их к специальному приёмнику. Затем отбирали монолиты грунта для последующих лабораторных исследований и проводили штамповые испытания для определения деформационных характеристик грунтов рабочего слоя земляного полотна. Все необходимое оборудование брали с собой. На одну такую точку маршрута уходило от четырех до пяти часов плотной работы, конечно не учитывая времени на дорогу. Помимо этого, ученые вели фотофиксацию каждого действия и окружающей территории, проводили геодезическую съемку створов и контрольное бурение.
Немного ускорит процесс тот факт, что с пятью из 11-ти устроенных постов наблюдения есть дистанционная связь. Снятием показаний с регистраторов и анализом информации занимается доцент кафедры автомобильных дорог ДСФ Владимир Чурилин.
–Регистраторы фиксируют показания каждые шесть часов, - поясняет Владимир.-Такой режим работы регистратора позволит экономить заряд батарей. И еще, это даёт возможность отследить, когда придет пора менять элементы питания.
К лабораторным исследованиям изъятых проб грунтов привлечена кафедра инженерной геологии, мостов и сооружений на дорогах. Исследованиями занимаются доцент кафедры, кандидат геолого-минералогических наук Олег Бычков и доцент кафедры, кандидат геолого-минералогических наук Наталья Чернышова.
Подробнее о научной экспедиции можно будет прочитать в октябрьском номере журнала «За строительные кадры».