Андрей Чистяков, магистрант дорожно-строительного факультета, в рамках своей магистерской диссертации предложил методы успокоения движения транспорта на нерегулируемых перекрестках Томска. Одними из самых действенных исследователь считает компактные кольцевые пересечения (современные кольцевые пересечения). Научный руководитель магистранта – Галина Пушкарева, доцент кафедры автомобильных дорог ДСФ.
– В России около четверти ДТП происходит на нерегулируемых перекрестках, и их число с каждым годом растет. Поэтому именно в этих местах в первую очередь требуется применение мер по организации дорожного движения. Нерегулируемые перекрестки часто расположены в жилых районах или на второстепенных улицах, где интенсивность движения не столь велика, но из-за выбора неправильных действий водители часто нарушают правила проезда, – отметил магистрант.
Как рассказал Андрей, традиционно вопрос безопасности на таких участках решается установкой светофора. Он снижает количество аварий, но те, которые произойдут, напротив, будут очень серьезными. Классический сценарий: кто-то по ошибке едет на красный свет, в этом случае из-за высокой скорости и большой кинетической энергии исход часто бывает трагический. Также появление светофора на перекрестке вызывает транспортные задержки и на главной дороге.
Магистрант предлагает использовать на нерегулируемых перекрестках способ для повышения безопасности улично-дорожной сети – установку компактных кольцевых пересечений. Они могут быть малого (диаметр внешней кромки проезжей части – 24–30 м) и среднего диаметра (30–50 м). Современные кольцевые пересечения повышают уровень обслуживания транспортных потоков на существующих перекрестках, снижают вероятность возникновения ДТП, обеспечивают легкий доступ к новым объектам – торговым центрам и т.д.
– В своей работе я выявил, где расположение компактных кольцевых пересечений будет особенно эффективно. Это участки двухполосных магистральных улиц районного значения и местных улиц, удаленных от регулируемых пересечений на 600–700 м. Неравномерность движения в прямом и обратном направлениях не должна быть более чем 9:1, – пояснил Андрей. – Суммарная интенсивность движения не должна быть более 2200–2300 авт./ч.
Как показывает мировой опыт, аварийность после установки компактных кольцевых пересечений уменьшается на 40–80 %: водители, как правило, снижают скорость и ведут себя гораздо внимательнее по отношению к пешеходам.
Компактные кольца относятся к группе методов под общим названием «успокоение движения» (Traffic calming). В их основе лежит создание физических и визуальных препятствий движению на большой скорости на требуемых участках УДС. Применять кольцевые пересечения гораздо эффективнее вместе с другими средствами по «успокоению движения». Это, например, изменение траектории движения транспортных средств, в том числе исключение сквозных проездов, информационное обеспечение, сужение проезжей части перед пешеходными переходами и т.д.