Принципы формирования городской среды после пандемии могут измениться раз и навсегда. О возможных последствиях COVID-19 в архитектуре рассуждает декан архитектурного факультета ТГАСУ Владимир Коренев:
– Я и мои, коллеги, в том числе и зарубежные, все чаще приходим к выводу, что из-за коронавируса и, в частности, из-за перехода на дистанционную работу многих специалистов и студентов начнется переосмысление устройства квартир, домов и самих городов.
Возможно изменятся подходы к размещению общественных зданий, к планировке жилых кварталов, да и в целом в градостроительном проектировании. Люди стали с большей настороженностью относиться к местам массового пребывания. Общественные городские центры сейчас загружены меньше, чем, например, месяц назад. Горожане предпочитают отовариваться продуктами в близлежащих магазинах, а не в торговых центрах, виртуально смотреть музейные ценности, спектакли, кино, дистанционно работать и учиться. Самоизоляция, возникшая в период пандемии, самоограничение в перемещении по городу и вне его могут остаться и в дальнейшем, превратиться в стиль поведения. В связи с этим архитекторы должны подумать, а как может быть устроена городская среда в таких условиях. Одно из решений - это создание автономных жилых образований, где в пешеходной доступности будут сосредоточены все необходимые для нормальной жизни человека учреждения. И речь здесь не только о магазинах и аптеках, школах и детских садах. Небольшие учреждения, предоставляющие услуги здравоохранения, культурного просвещения, сервиса и досуга, становятся жизни необходимыми объектами внутри жилого квартала и микрорайона. Скорее всего, нужно будет навсегда отказаться от высотного жилищного строительства, возникнет потребность в снижении количества квартир в доме, в подъезде. Считаю также, что можно говорить и об дезурбанизации – когда приток мигрантов из сельских мест будет снижаться и возрастет число людей, которые будут стремиться покинуть город, вместо того, чтобы попасть в него.
В определенной степени может измениться и планировка квартиры. Обычно домашняя жизнь разворачивается на кухне или в гостиной. Сейчас встал вопрос о том, что необходимо оборудовать отдельное рабочее место. Кабинет в сегодняшних условиях – это не привилегия ученого, это залог нормальной деятельности индивидуального предпринимателя, офисного работника. В связи с этим в дальнейшем могут предъявляться другие требования к планировке жилого пространства и даже мебели.
Отношение людей к текущим событиям может найти отражение и более глобально. Можно говорить об усилении «капсульности» в жизни, в моде, одежде. Человек будет стремиться к усилению изолированности. Не исключаю, что востребованнее станет более закрытая одежда, которая бы давала большее чувство защищенности, может возникнуть мода на костюмы-чехлы и ли что-то вроде скафандровой одежды. Все большую популярность, думаю, будут набирать капсульные ячейки в отелях, на вокзалах, в аэропортах.
COVID-19 повлиял на миллиарды жизней: если не физически, то экономически и психически. Изоляция, ограничения в личных встречах с родными и близкими… Все это окажет огромное влияние на жизнь в ближайшем будущем. И нам еще предстоит узнать, какое. И именно здесь архитекторы и дизайнеры, хоть они и не готовят вакцины, могут помочь населению планеты комфортно жить в новых условиях.