Новости | Специалисты ТГАСУ и ИМКЭС разрабатывают техническое зрение для мониторинга мостов
13 сентября 2024, чётная неделя
Расписание

Новости

Специалисты ТГАСУ и ИМКЭС разрабатывают техническое зрение для мониторинга мостов

05.07.2022

Специалисты кафедры инженерной геологии, мостов и сооружений на дорогах дорожно-строительного факультета ТГАСУ совместно с коллегами из Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН работают над созданием уникальной приборной системы, способной определять зоны сжатия и расширения бетонных конструкций.

Специалисты испытали технологию на мостовой конструкции через речку Бурундук, в районе села Петрово Томского района. Измерения конструкций моста без нагрузки проводились ночью, поскольку для работы требовалось перекрыть движение.
– Сейчас мы разрабатываем инструменты для определения зон напряжений железобетонных пролетных строений мостов, – поясняет заведующий кафедрой ИГМиСД Павел Елугачев. – Это своего рода неразрушающий контроль конструкций моста – пролетов, железобетонных плит и так далее.

Отметим, что киберфизическая система, это информационно-технологическая концепция, подразумевающая интеграцию вычислительных ресурсов в физические сущности любого рода, включая оборудование и механизмы, и даже биологические объекты. Датчики, оборудование и информационные ресурсы в ней соединены в единую систему.

– С помощью исследуемого прибора можно будет определять, правильно ли расположены арматурные стержни в бетонных конструкциях, какие вокруг нее возникают напряжения, – рассказывает молодой ученый университета, инженер кафедры ИГМиСД Алексей Банников. – В будущем этот прибор может помочь в режиме онлайн определять нагрузку от транспортного средства, движущегося по пролетному строению. Кроме того, технология позволит совершенствовать конструкцию мостов или других сооружений. Например, более равномерно распределять нагрузку на пролетные строения при пропуске сверхнормативной нагрузке, когда перевозят огромные конструкции или даже дома. Кибернетическая система сможет быстро определять тонкие места и сразу предлагать решения для устранения проблемы.

Для справки: 
Работа согласована с ОГКУ «Томскавтодор»; ГУП ТО «Областное  ДРСУ» помогло организовать дорожное движение на время проведения экспериментов, а также предоставило груженый КАМАЗ общим весом 30 тонн для измерения прогиба моста под весом.   Прогиб 18-метровой балки при такой нагрузке составил 1 см, что соответствует норме. 
  
Прибор, используемый специалистами ТГАСУ и ИМКЭС – уникальный, и не имеет аналогов в мире. С его помощью определяется структура бетона и напряжение в железобетонной конструкции, а также перемещения и колебания и передают данные измерений на компьютер. Прибор также можно считать импортозамещающим зарубежные измерительные системы.